Сайт обновлен: 2024-04-12 10:32:27

Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ д/с № 21 «Василёк» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённого приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 (далее ФГОС ДО) и с учётом примерной основной образовательной программой дошкольного образования (далее ПООП ДО), одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 № 2/15) и включённый в реестр примерных основных образовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации. ПООП ДО направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода к детям и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. В соответствии с ФГОС ДО Программа создаёт условия для позитивной социализации ребёнка, содействует его личностному росту, реализации творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребёнка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:     

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

      Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях:

               социально-коммуникативное развитие;

               познавательное развитие;

               речевое развитие;

               художественно-эстетическое развитие;

               физическое развитие.

      Социально-коммуникативное развитие направлено на освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции своих действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения и чувств принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослым в детском саду; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

      Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

   Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

     Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусств, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусств; восприятие музыки, художественной литературы; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

     Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах  деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

      Цель, задачи и содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области определяются целями и задачами Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуются:

     - в процессе организованной образовательной деятельности с детьми;

     - в ходе режимных моментов;

  - в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности;

     - в процессе взаимодействия с семьями по реализации Программы.

      Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй - создание условий для развития отношений с семьями обучающихся, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьёй:

Знакомство с семьёй: встречи-знакомства, анкетирование семей;

    Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники и досуги, создание памяток, размещение информации на официальном сайте Интернет;

Образование родителей: проведение родительских собраний, лекций, семинаров, тренингов;

Совместная деятельность: привлечение родителей (законных представителей) к организации конкурсов, праздников, экскурсий, к участию в детской проектной деятельности; 

Просвещение родителей способствует оформление стендов, альбомов, папок-передвижки, стенгазет в приёмных групповых помещений.