Сайт обновлен: 2024-04-12 10:32:27

31.01.23 1

Настоящая основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разработана и утверждена учреждением в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  и на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 года № 2/15).
Образовательная деятельность по программам дошкольного образования осуществляется в группах общеразвивающей направленности в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на:
-  формирование общей культуры,
-  развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
-  формирование предпосылок учебной деятельности,
-  сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Цели и задачи реализации программы
Цель Программы — всестороннее и целостное развитие ребенка, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности:
-  игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
Программа реализуется через образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Программа ориентирована на:
— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого  ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,  реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс  на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
— формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,  нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
— обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей;
— формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,  индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы и подходы к формированию программы:
- Принцип развивающего обучения. Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
- Принцип построения образовательной деятельности на основе  индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка  полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Принцип сотрудничества с семьей.
- Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,  общества и государства. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно- нравственного и эмоционального воспитания.
- Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия  условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
-Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
-Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
Образовательный процесс сформирован с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. В образовательном процессе учитывается комплексно-тематический принцип.

Планируемые результаты
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
В Программе представлены целевые ориентиры дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), и рассматриваются как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
В Программе, так же как и в ФГОС ДО, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).